Текст в инфостиле

booksЛюбой информационный текст должен быть честным, лаконичным, информативным и предельно прозрачным. Такие тексты полезны на сайтах, в рассылке, в рекламе, презентации, в общем, в любом продукте, где главное — донести смысл.

Разработчик основных правил инфостиля Максим Ильяхов — писатель «Мегаплана», редактор дизайн-бюро Артёма Горбунова, автор курса «Информационный стиль и редактура текста». Он же активно продвигает этот инструмент в интернете.

Главная цель информационной статьи — донести мысль однозначно и лаконично, помочь читателю (в поиске мотопомпы, замене масла, покупке свадебного платья или выборе ставки по кредиту). Важно уметь доступно и интересно рассказать даже о самых сложных вещах.

Если продукт лучший, то пишем почему и по каким критериям. Если по статистике большинство двигателей ломается из-за неправильного масла, то даём проценты или количество испорченных двигателей. Если службы ЖКХ успешно используют грязевые мотопомпы, то рассказываем об этом в картинках, примерах и фактах.

В общем, стараемся не быть голословными и подтверждать сказанное всеми возможными способами. Структурируем текст, редактируем, выбрасываем лишнее, подбираем яркие примеры и хорошие иллюстрации.

Алгоритм работы над статьей

Думаем

Для начала стоит чётко понимать, о чём будет статья и нужна ли она вообще. Ведь текст — это не лучший и не универсальный вариант, порой целые абзацы можно удачно заменить подходящей картинкой. Перед тем, как сесть за статью проводим исследование: активно гуглим, берём интервью, подбираем нужные материалы, максимально разбираемся в теме, набираем факты, знакомимся с аудиторией.

Пишем

Писать нужно исключительно по делу, что, конечно, трудно, но честно и полезно. Есть хороший практический принцип: «Одна статья — одна основная мысль». Начинаем с главного, никаких пространных вступлений о погоде за окном, все остальные мысли занимают подчинённое положение и работают на главную.

Пишем понятными словами, как говорим, и не боимся показаться простыми. За текст без штампов и риторики читатели только поблагодарят.

И, пожалуйста, никакой брехни из серии «100 волшебных слов для продающих текстов»,  если текст и поднимается в выдаче, то скорее вопреки этим чудо-словам.

Что должно быть в статье

Правда

Автор материала не обязан знать ответы на всё. Но должен понимать, какие вопросы возникнут у читателя и постараться на них ответить. Главное — никакой абстрактной брехни, откровенной лжи и субъективного мнения.

Структура

Без прочного каркаса никуда. У вашего текста должен быть заголовок, подзаголовок, введение, основная часть, заключение (выводы), связанные и логичные абзацы, примеры и цитаты. Хорошая структура помогает читателю разобраться в статье. При этом всё должно работать на главную мысль.

Доходчивость

Важно помнить, для какой аудитории мы пишем. Стоит объяснять новые понятия, а не раскидывать их как и куда попало. Если пишем для автомехаников, то, конечно, не нужно расписывать, что такое ДВС. Однако, если наши читатели — домохозяйки, то следует объяснять каждую новую сущность. Писать словами, которые будут понятны читателю.

Жизненность

Читатель должен узнать себя — это залог хорошей статьи. Для этого нужны жизненные (невыдуманные, это всегда выкупается) примеры.
Запоминается то, что вызывает эмоции. Однако нельзя писать статью на одних примерах (смотри пункт Структура).

Редактируем

Как только текст написан, по советам бывалых, нужно дать ему полежать хотя бы 15 минут, а потом можно редактировать. На этом этапе нещадно режем всё ненужное, что не работает на статью.

Уровни редактирования

Уровень абзацев и предложений

Убираем из текста всё, что не работает на тему. Отступления, примечания, ненужные уточнения и воспоминания.

Уровень слов

Находим слова (смотри список ниже), которые не несут полезной информации, и либо удаляем, либо наполняем полезными фактами. Раскрываем гиперонимы, добавляем недостающую и интересную информацию.

Уровень знаков

Прогоняем текст через орфокорректор, проверяем запятые. Если есть сомнения, нужна тут запятая или нет, упрощаем так, чтобы нужна была точка. Главное правило: «Лучший знак препинания — точка».

Разобраться с остальными знаками, поставить правильные кавычки, убрать лишние пробелы и превратить дефисы в тире поможет «Реформатор» от студии Лебедева.

Typewriter2

Группы слов, которых стоит избегать

или, по крайней мере, относиться с подозрением (список составил Максим Ильяхов).

Их не нужно удалять механически, а вот остановиться и подумать несёт ли слово полезную информацию — самое время.

  • Вводные конструкции: скажем, допустим, например, в общем, на самом деле;
  • Обобщения и неточные определения: всего, примерно, около, где-то, порядка;
  • Усилители: очень, максимально, абсолютно, предельно, сильно, наиболее, самый;
  • Оценочные определения и наречия: красивый, дорогой, уютный, роскошный, активный;
  • Газетные штампы: пески времени, в лучших традициях, царила атмосфера, ударными темпами;
  • Бытовые штампы: шаг за шагом, мало-помалу, так или иначе, сплошь и рядом, направо и налево;
  • Корпоративные и рекламные штампы: завоевать доверие клиентов, решать задачи бизнеса, расширить географию продаж;
  • Паразиты времени: в настоящее время, в наши дни, в современной России;
  • Фразы с отглагольными существительными: осуществлять деятельность, производить ремонт, оказывать услуги по ремонту;
  • Модальность: можете авторизоваться, должны завершить заказ, нужно пройти процедуру;
  • Лишнее сослагательное наклонение: мне бы хотелось поговорить, было бы здорово созвониться;
  • Глаголы в страдательном залоге и сказуемые в безличных предложениях: школа построена по заказу мэрии, леса вырубают;
  • Очевидные сущности: данный сайт, этот документ, меню ниже, на этой странице, форма внизу страницы, нажмите на кнопку, кликните здесь;
  • Неопределенное: что-то, какой-то, где-то, как-то, зачем-то.

Стоит помнить, что очистка всего лишь полдела. Следующий важный шаг — дополнить текст интересным содержанием.

Полезные сервисы (или чем пользуюсь я)

Система проверки правописания «Орфограммка».

«Главред» помогает очистить текст от словесного мусора (он не всегда прав, но порой видит то, на что ты внимание не обращаешь).

«Реформатор» от студии Лебедева волшебным образом превращает «лапки» в «елочки», а дефисы (-) в тире (—). В общем, всячески чистит текст от лишних знаков, наводя типографский порядок.

books2Что читать и смотреть

Книги

Нора Галь. «Слово живое и мертвое»

Ольга Соломатина. «Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения»

Александр Амзин. «Новостная интернет-журналистика»

Саша Карепина. «Пишем убедительно»

Стив Круг. «Не заставляйте меня думать» (книга о юзабилити для непрофессионалов, позволит копирайтеру понять, для чего он пишет и куда пойдёт его текст)

Ссылки

Интересно почитать советы о тексте, редактуре, инфостиле и рекламе в блоге Ильяхова

Курсы «Нетологии»:

Журналистские приёмы для написания текстов

Как писать продающие тексты (понравился в меньшей степени, но всё равно полезно)

Рассылка «Главреда»

Видео:

Максим Ильяхов. Простые правила сильного текста

Максим Ильяхов. Продающие тексты: формируем доверие и готовность к покупке

Саша Карепина. «Учимся у сказочников». Секреты продающих текстов

Саша Карепина. Как писать понятно и по-человечески

Typewriter

Источники:

Статья «Мегаплана» о сильном тексте

Как раскрыть мысль

Алгоритм работы над текстом

Без стоп-слов текст мне кажется сухим, чёрствым, грубым и резким

Рассылка «Главреда»

Заметки Всеволода Устинова с курса Максима Ильяхова «Информационный стиль и редактура текста»

Курс Ольги Соломатиной «Журналистские приемы для написания текстов» на «Нетологии»

Мастер-класс Ольги Соломатиной

 

Фотографии: stocksnap и unsplash

5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *