Гордость, маразм и невроз. Как сломаться в школе за три года

Год пыталась выдавить из себя этот текст. Сначала было стыдно, больно и обидно. Потом просто подташнивало от одного упоминания о школе.

В 2016 году я бросила редакторскую должность и ушла работать в общеобразовательную школу учителем русского. Школа показалась мне реальным делом — полезным, социально значимым и вдохновляющим. Показалась :)

Чего ждала от работы в школе

Мне хотелось общаться с детьми, рассказывать о любимых литературных произведениях, помогать освоить бесноватую русскую грамматику и поддерживать подростков добрым советом и обнимашками. В целом, это всё получалось и именно эти моменты держали в школе до последнего.

Как прошли первые два года

Всё было в огне и мне это нравилось. Голова постоянно была занята идеями:

  • Как обустроить кабинет, сделать его уютным и вдохновляющими. Поэтому я постоянно делала плакаты, покупала пробковые доски, приносила книги, комиксы, игрушки, раскраски. Пыталась организовать буккроссинг и редакцию школьной газеты. Своими силами делала ремонт каждое лето.
  • Как сделать уроки захватывающими и необычными, чтобы ребёнку не хотелось сбегать по звонку. Каждый вечер готовила конспекты уроков, придумывала весёлые задания и яркие презентации, выдумывала игры, распечатывала памятки, картинки-запоминалки и поощрялки.
  • Как поддержать ребят, которые обращаются за помощью. Я боялась стать безучастной училкой с пустым взглядом. Оставалась после уроков, чтобы поболтать, поиграть и попить чаю. Связывалась с родителями, советовала книги, давала номера специалистов, просто говорила по душам о наболевшем.
  • Как проводить интересные мероприятия, чтобы сплотить детей из класса. Организовывала выезды в кино-цирк-дом отдыха-конюшню. В конце каждой четверти и по праздникам делала чаепития. А по принуждению завуча участвовала в невероятном количестве бог знает каких мероприятий, разной степени адекватности.

Когда я провалилась

На третий год у меня осталось две идеи — не сдохнуть от перегруза и ни на кого не наорать. Второе не получалось. Это был провал. Но я упорно не хотела в это верить. Казалось, что бежать некуда, но я гордая и независимая со всем справлюсь, а система будет повержена.

В результате у меня было 46 часов нагрузки, два кружка, классное руководство, а ещё куча мероприятий и бумажек. На такой набор даже опытные учителя смотрели с ужасом. В общем, вскоре ко мне пришёл знакомиться дичайший невроз.

Это когда в голове постоянно шумит, сердце колотится, руки-ноги трясёт. А по ночам это всё усиливается, и ты реально начинаешь верить, что умираешь. Ну и спать не получается естественно. Первый месяц было страшно, потом злило, а потом я просто смирилась с тем, что умру в любой момент. Это-то и было самой дичью.

Последние полгода в школе я постоянно боролась с паническими атаками, медитировала, ходила по врачам, сдавала анализы и принимала таблетки. В итоге кое-как довела год, написала заявление и уползла лечиться. А в школе все порыдали с разной степенью искренности и благополучно забыли. В 2019 я закончила свою школьную карьеру, а панические атаки до сих пор со мной, но уже гораздо реже.

А какой вывод-то?

Я не герой и не жертва. Теперь во всём этом глупо кого-то винить. Вроде, понятное дело — перегруз, слишком много на себя брала, не могла отказать, слишком близко к сердцу принимала, руководство неадекватное, школьная система устарела и бла-бла-бла. А на деле получила огромный опыт, несколько лет лечилась и научилась слушать себя. Вероятно мне нужно было это проверить на себе.

Работать в школу я больше не пойду. Говорят, что есть приличные заведения, где платят деньги, нет маразма и все в адеквате, но я таких не встречала. Сельские школы, типа моей, не меняются по всей России и, наверное, не скоро изменятся.

Не чокаясь 🥃

Чему учит Школа редакторов бюро Горбунова (опыт четырёхлетней давности)

Откопала старый текст. Вдруг кому-нибудь пригодится, потому как о школе редакторов Бюро Горбунова до сих пор мало информации от студентов.

Я поступила в четвёртый поток школы редакторов в феврале 2016 года, закончила первую ступень в конце мая. Рассказываю о четырёх месяцах обучения на первом этапе. Есть предположение, что сейчас там многое изменилось, но принцип, думаю, тот же.

В школе преподают шесть дисциплин

Первая ступень предполагает накачивание теорией. Поэтому студенты самостоятельно изучают:

  1. Типографику и вёрстку,
  2. Творчество и право,
  3. Текст и редактуру,
  4. Интерфейс и информацию,
  5. Управление и результаты,
  6. Переговоры и отношения.
  7. Сейчас появилась седьмая дисциплина — «Вёрстка и прототипирование». В 2016 её не было.

Каждый понедельник студент получает ссылки на тесты, советы, видеозаписи с живых курсов, дополнительную литературу. Живого общения с преподавателями нет, всё на собственной ответственности и совести, за советом и поддержкой можно идти к однокурсниками — в Фэйсбук, Слэк или Скайп.

Материал нужно освоить до полуночи пятницы по Москве — изучить, решить тесты и выполнить задание. Каждый понедельник выдают новую порцию уроков, выставляют рейтинг и всё по новой. В конце обучения студента ждут шесть финальных тестов и курсовая.

У меня было преимущество — дополнительные семь часов из-за разницы во времени. Поэтому с дедлайнами не было проблем. Я выстроила обучение так: с понедельника по четверг читаю, пишу конспект и делаю задания, в пятницу сдаю тесты.

Школа пытается структурировать необходимые знания и воспитать единомышленников. Этот подход подействовал и на меня, школа изменила моё восприятие людей, работы и себя. Ниже постараюсь объяснить, что осознала за эти четыре месяца.

Типографика — это красиво

Самая изящная дисциплина в школе — «Типографика и вёрстка». Весь курс — это структурированные ссылки на советы Артёма Горбунова, никаких видео и дополнительной литературы, кроме Яна Чихольда. В помощь можно купить подписку на книгу, там тоже самое, но понятнее и на тестах можно потренироваться.

Проходила курс и читала книгу одновременно

Курс научил обращать внимание на шрифты, выравнивания и воздух в макете. Конечно я не стала дизайнером-шрифтовиком или верстальщиком, но мне понравилось. Теперь с удовольствием читаю тематические книги, обращаю внимание на верстку журналов и сразу закрываю плохо сделанные сайты.

Гражданский кодекс бывает интересным

Самая понятная и логичная дисциплина на первой ступени — «Творчество и право». Она стала самой любимой. Информация выстроена чётко и с примерами. Владимир Беляев на видео умудрился объяснить человеческим языком всю эту скукоту про авторские права, лицензирование, договоры и регистрацию ИП.

Записей по праву было больше всего

Я узнала, что договор, оказывается, можно написать на одной странице и по-человечески. Зарегистрировать ИП и ООО просто, когда знаешь алгоритм. А авторские права можно защитить с помощью письма.

Мастерство редактуры приходит с практикой

Самый практичный курс в школе — «Текст и редактура». Ради него я и поступила, но, честно сказать, новых знаний было мало. Вся информация есть в свободном доступе и по подписке «Главреда». Зато была некоторая практика и вебинары. А в конце обучения Максим Ильяхов прокомментировал курсовые большинства редакторов.

Честно сказать, я не особенно продвинулась в редакторском деле. Было много теории, которую и так знала. Конкретно мне нужно было больше практики. Но прогресс всё равно есть, больше не зацикливаюсь на мелочах, стараюсь выстроить целостную историю, сочетаю дизайн и текст. Ради интереса посмотрите мою вступительную работу, промостраницу для задания в середине обучения и курсовую о лечении простуды.

Интерфейсы важно продумывать

Самая интересная и сложная дисциплина — «Интерфейс и информация». На видео Илья Бирман травит байки и показывает плохие сайты. Смотреть было суперинтересно, но по пятницам ты в ужасе решаешь серьёзный и длинный тест.

Курс сделал меня ещё большей занудой. Теперь с пристрастием разглядываю каждый новый сайт и закрываю, если он меня не устраивает по интерфейсу. Появилось хобби обсуждать интерфейсные решения и отрисовывать в фотошопе лучшие варианты. На этом курсе было откровенно тяжело, но интересно. До сих пор интересуюсь этой темой и скромно подумываю о UI/UX.

Время — ресурс, которым можно управлять

Самая полезная для любой работы дисциплина — «Управление и результаты». Через этот курс Бюро доносит свою идею о ФФФ. Если начинаешь следовать принципам — постепенно вырабатывается продуктовый подход. Я изменила отношение к удалённой работе и выстроила план профессионального развития. Курс заставляет думать о контролируемом и последовательном развитии, учит отвечать за продукт, думать о пользе и аккуратно флексить.

Переговоры доступны каждому

Самая живая и применимая в жизни дисциплина — «Переговоры и отношения». Эти лекции я слушала в первую очередь и с большим интересом, а затем тезисно рассказывала друзьям. Курс построен на пересказе книги Джима Кэмпа с примерами из жизни переговорщика от Ильи Синельникова.

Курс для меня был невероятно полезным, потому что говорить я не умею вообще. Оказалось и таких зажатых скромников можно исправить. Теперь я сознательно говорю с людьми, использую приёмы переговоров даже на продавце и контролирую любой разговор.

Самым сложным для меня заданием за все четыре месяца были учебные переговоры с одногруппником. Нас разделили на пары, дали переговорную ситуацию и сказали за 7 минут отстоять свои интересы. Записать разговор и выложить на Ютуб. На следующей неделе четыре одногруппника оценивали эффективность этих переговоров.

Я готовилась весь день, обклеила монитор подсказками, репетировала, продумывала всевозможные варианты развития событий, но всё пошло наперекосяк с первой минуты. Мне стыдно до сих пор, я тормозила, говорила не то и была неубедительна, но всё равно горжусь, что сделала это. Посмотреть можно по ссылке, пока я буду краснеть.

Автоматизированные тесты — боль

Система тестирования и оценки в Бюро заслуживает отдельного внимания. Она несовершенна, и студенты об этом нередко говорят. Со многими вопросами тестов сложно согласиться. Бывало, что я нажимала на неправильный ответ из принципа, просто не могла согласиться. Но тесты всё равно учат, заставляют подумать, а иногда веселят. Жаль, что не показывают правильные ответы. Ты так наверняка и не знаешь, где ошибся. Это повод обсудить с одногруппниками, но я так не делала.

Результаты тестов автоматически складывались в гуглотаблицу. Так выстраивался великий и ужасный рейтинг. Рейтинг нервировал даже самых стойких студентов, поэтому я решила туда не смотреть, а просто учиться в удовольствие. Иногда было сложно не сорваться, но в основном мне так спокойнее и концентрация была на кайфе от получения новой инфы. Без чемпионского зуда. Если лезть из шкуры, естественно, результат будет лучше, но равновесие дороже.

Хочешь расти — ищи способы

Школа толкает тебя вперёд, ты незаметно становишься увереннее и самостоятельнее. Учишься правильно оценивать свою работу и прощать себя за недостатки. Стараешься быть объективным в оценке работ одногруппников. Делаешь то, за что бы не взялся, решаешь задачи быстрее, чем ожидал. Становишься находчивым и быстрее соображаешь.

Так за четыре месяца фотошоп стал мне роднее, я поработала в Кореле и освоила азы Индизайна. Впервые использовала проги для записи видеоразговоров в Скайпе, организовывала информацию в Трелло и верстала в Рэдимаге.

Выбор всегда за тобой

Самый популярный вопрос после обучения — почему не пошла учиться дальше. Ответ простой — пока мне достаточно этих знаний. Школа учит думать, выбирать, осознавать свои желания и вектор развития. После первой ступени я отчётливо поняла, что хочу стать преподавателем и теперь иду в этом направлении. Чем закончился мой четырёхлетний эксперимент можно будет скоро почитать.

Бюро не идеально

Мне казалось, что в Бюро работаю суперлюди, которые знают, как надо дела делать и меня неразумную научат. Оказалось нет, самые обычные, просто трудолюбивые и стараются хорошо работать.

Есть моменты, которые мне не понравились в школе. Например, на вторую ступень можно поступить только сразу после первой. Иначе всё заново. Для тех, кто уже учился, тогда была поблажка — платное обучение на первой ступени без тестового задания. Так себе бонус, надо сказать.  Сейчас всё упростили, можно поступить вообще без тестового.

И ещё, если тебя пригласили на следующую ступень, предполагается, что ты жаждешь туда идти. Я не хотела и не могла, но не знала, как отказаться — письмо ультимативно заявляло, что я приглашена и должна приготовить на карте 45 тысяч. А написать, чтобы разъяснить ситуацию, я сама не догадалась.

Я рассудила, что ребята из Бюро не смогут снять деньги, которых нет, и поймут, что дальше учиться не собираюсь. И да, карту от сайта бюро никак не отвяжешь. Хотя может этот момент они тоже исправили.

Вокруг много отличных людей

Бюро дало самый полезный урок — люди и подходы разные, и это прекрасно. За знания и опыт огромное спасибо Артёму Горбунову, Максиму Ильяхову, Илье Бирману, Николаю Товеровскому, Владимиру Беляеву, Илье Синельникову, Анне Ильюхиной и Николаю Митину.

Спасибо однокурсникам, с которыми, к сожалению, мало общалась, но они виртуально на меня повлияли. Тимур Зарудный — вдохновляющий пример, ведёт чудесную рассылку, Никита Ларионов — отличный организатор, Ольга Менихарт — тот случай, когда город объединяет, Юлия Медведева — суперотзывчивый человек, Юлия Сендецкая — отличный переговорщик.

И спасибо Стереомаркетингу, Юра и Максим вдохновляют учиться и развиваться. Ещё Юра помог с курсовой, за вечер перед сдачей со всей любовью попинал и раскритиковал мою работу, стало лучше, правда.

В целом, было круто. Вывод такой: захочешь — научишься, пообщаешься, твой опыт зависит только от тебя.

 

Мои 2016-2017 в видеозаписях

6

Наконец закончила свой первый видеопроект 365, на который вдохновил Niceandeasy, за что ему огромное спасибо. Получилось топорно, некачественно, очень по-любительски, но безмерно важно и трогательно для меня.

С этим проектом я поняла, как много интересного происходит вокруг и как важно это помнить. Стала потихоньку разбираться в технической стороне — в съёмке и монтаже. Прочувствовала насколько тяжело порой продолжать проект. Были дни, когда я просто забывала о том, что у меня есть телефон. Несмотря на всё — мне чертовски понравилось.

Надеюсь, что решусь сделать подобное более осознанно в следующем году.

А пока вот, что получилось.



Видеоредактор — Movavi, аудио —  Barefoot McCoy — Cali с jamendo.com, снимала на Asus ZenPhone (первую треть материала), Xiaomi Redmi 3S (остальное).

Мой редакторский день образца 2016 года

Два года работаю редактором в Стереомаркетинге, поддерживаю и помогаю разрабатывать текстовые проекты — сайты, промостраницы, блоги. Работаю с копирайтерами, аналитиками и разработчиками. Много читаю, редактирую и пишу. В этой статье я расскажу о своём рабочем дне на удалёнке.

Каждый день в Стереомаркетинге — не похож на предыдущий, нет однотипных задач, гор рутины и железобетонного графика. Здесь не чувствуешь себя героем «Дня сурка», ты сам управляешь своим временем и задачами. Например, я не люблю вставать в одно и то же время, иногда просыпаюсь в 7, а бывает валяюсь до 10. Не люблю, когда всё жёстко регламентировано и работу человека оценивают по формальным характеристикам. В общем, удалёнка и Стереомаркетинг — моё спасение. Сегодня день начался в 9 — умываюсь, пью кофе с карамелью и глажу кошку.

утренний кофе

Через полчаса проверяю почту и составляю план на день. Если нет ничего срочного, делаю задачи не по порядку, выбираю по желанию.

список задач

Сначала разбираюсь с мелкими задачками и поручениями во Врайке, там команда Стереомаркетинга ведёт все проекты. Ставлю задачу копирайтеру опубликовать в блог СКАТа статьи с фотографиями, которые отсняли на прошлой неделе.
задача про фото

Параллельно обнаруживаю, что в базе знаний СКАТа слетели блоки на интернет-магазин. Пишу техспециалисту Витале с просьбой исправить неполадку. Затем иду разбираться с задачей по новым баннерам для блога. Наш аналитик Антон оставил рекомендации, по ним пишу письмо для дизайнера и намётки задания для разработчиков.

баннер

Теперь захожу в Воркзиллу. Вчера вечером я отдала на расшифровку пять аудиозаписей интервью для нового исследования. Проверяю тексты, оплачиваю, пишу отзывы исполнителям. Отправляю расшифровки Наташе — руководителю исследовательских проектов.

про расшифровки

 

На часах 13:00 — пора сделать перерыв. Пью чай с шиповником и читаю первую главу курса Тильды по дизайну в цифровой среде. Стараюсь постоянно учиться, прохожу курсы, участвую в конференциях, читаю книги. Самый впечатляющий опыт за последние полгода — Школа редакторов бюро Горбунова, после школы ты ошалело ищешь информацию обо всём.

чай с мятой
В 13:30 возвращаюсь к работе. Вычитываю новую статью копирайтера для базы знаний СКАТа. После проверки ставлю задачку — опубликовать статью в блог.

статья для БЗ
В 14:30 иду обедать и немного прогуляться. В 15 снова сажусь за компьютер — поднимаю публикацию кейса на странице в Фэйсбуке. С недавних пор я отвечаю за публикации Стереомаркетинга в соцсетях. По вторникам и пятницам публикую кейсы и статьи из нашего блога. В остальные дни наши руководители Юра и Максим публикуют интересные статьи и свои мысли.

реклама ФБВ 15:20 читаю отчет по SEO и разбираюсь с seo-задачами во Врайке. Раз в месяц наш волшебный seo-специалист Лена выдаёт большой отчет, где пишет, что сделала и выдаёт рекомендации по контенту и оптимизации сайта. Одну задачу сразу передаю копирайтеру, по другой консультируюсь с техническим специалистом.

сео-задачи
Перехожу к следующей задачке — разбираюсь со ссылками в книжках из библиотеки базы знаний. Составляю список ссылок и проверяю их актуальность. Затем планирую отдать список аналитику, чтобы он встроил UTM-метки. Мы хотим отследить как часто и куда люди кликают.

задача про ссылки

В 16:45 готовлюсь к созвону с клиентом — через 15 минут обсуждаем новый проект. Этот проект не относится к Стереомаркетингу, иногда я беру дополнительную работу, если это не мешает основной.

разговор с клиентом
В 18:30 закончили обсуждение. Просмотрела хаотичные записи — накидала понимание задачи. Аудиозапись разговора прослушаю и расшифрую уже завтра. Пора погулять и обдумать разговор, слишком много информации.
после разговора с клиентом

В 19 часов берусь за новый внутренний проект Стереомаркетинга — текстовый курс для маркетологов. Слушаю аудиозапись интервью и одновременно читаю расшифровку. Выделяю основные мысли и выстраиваю структуру текста в Оптиме. Завтра из этих заметок составлю первый урок курса.
курс2

В 21 прохожусь по чек-листу — все намеченные задачки выполнены. Заполняю таблицу с отчётом по времени, подвожу итоги и прикидываю чем займусь завтра.

P_20160705_233849

Получился насыщенный и продуктивный день. Конечно бывает больше или меньше задач, они всегда разные и интересные. Порой не успеваю закрыть чек-лист. Два раза в неделю встаю пораньше, чтобы вечером сходить на йогу. Бывает, что в перерывах между задачами ухожу порисовать. А иногда весь день напоминает один большой разговор по Скайпу. Сложно предсказать, как будет, но в этом и прелесть. Люблю свою работу и команду Стереомаркетинга.

Как устроиться в школу и не сойти с ума

Когда люди узнают, что я собираюсь в школу, на их лице сочувствие борется с непониманием. С каждым днём я убеждаюсь, что решиться на учительство это как уйти в Ночной дозор охранять стену — вроде бы достойно, но для окружающих ты автоматически умер. Эта статья посвящается таким же наивным дуракам как я.

snow

Зачем работать в школе

Осторожно, банальность: я иду в школу, чтобы быть полезной. Может это наивно, но я искренне считаю, что смогу сделать мир хоть немножко лучше. Я люблю редакторскую работу и не оставлю её, но хочется попробовать себя в новой деятельности.

Как найти школу

Если решился, работу найти не проблема. Можно обзвонить близлежащие школы, сходить в службу трудоустройства или покопаться на сайте Труд всем. Главное как можно раньше — в мае или июне. Как-то в 2015 году я пришла на собеседование в последнюю неделю августа и директор прямым текстом прогнала меня.

Как пройти бюрократический квест

В 2016 году я стала умнее позвонила и пришла в школу в начале июня, пообщалась с директором и узнала, что просто так меня никто на работу не возьмёт. Тут и начинается великий бумажный путь.

Первым этапом стала переквалификация. Оказалось, что государство больше не считает диплом филолога преподавателя достаточным, чтобы учить детей. Нужен новый, в котором будет написано «учитель».

Эта задача решается просто — в интернете есть гора онлайн-ресуров типа инфоурока, которые за небольшие деньги сделают учителем любого человека с высшим образованием. По правде, я ещё не определилась, как к этому относиться, но любой повод поучиться меня радует. Почитал книжки, сдал тестики и, вуаля, любой менеджер становится учителем обществознания и МХК.

Июль стал месяцем затишья, я поступила на переквалификацию, в школе сказали отдохнуть и приходить через месяц. А в августе началась жара — свалилось всё и скопом. Мне поставили 27 часов нагрузки, дали классное руководство, закрепили кабинет, который тут же пришлось отмывать перед приёмкой школы. А в последнюю неделю августа я случайно узнала, что нужна медкнижка, медосмотр и пройденный санминимум та-да-да-дам. И ещё потребовалась чудная справка об отсутствии судимости, которую делают месяц о_О.

Этот период я назвала «бюрократия и ненависть в моей жизни». Единственный нормальный способ пережить это — превратиться в робота и на автомате пройти все этапы квеста, принимая происходящее как данность.

книжка→медкомиссия→санминимум

Медицинскую книжку делают в центре гигиены и эпидемиологии (СЭС) вашего города. С собой возьмите паспорт, фотографию 3х4 и квитанцию об оплаченной пошлине 380 рублей. Следующий шаг — хождение по врачам для медкомиссии. Не забудьте взять в школе направление на обследование, а то ничего не пройдёте. На каждое действие нужна бумажка — привыкайте. Для моей школы самыми важными оказались три справки — психотерапевт, нарколог и флюорография. Но не факт, что вас не заставят проходить кого-то ещё. Потом возвращаетесь в СЭС с квитанцией об оплате аттестации 700 рублей, проходите тест по санминимуму и получаете медаль голограмму в книжку.

via GIPHY

Какие документы нужны для трудоустройства

В общем, не повторяйте моих ошибок, берегите нервы и готовьте документы заранее. Для трудоустройства вам понадобятся:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • ИНН,
  • СНИЛС,
  • диплом о высшем образовании и диплом (или справка) о переквалификации,
  • медицинская книжка с медкомиссией, санминимумом и отметками о прививках,
  • справка об отсутствии судимости (оформляется через госуслуги).

Вывод — моя наивность не знает предела, но я всё ещё хочу учить. А как это у меня получается напишу в следующий раз.

И да, как не сойти с ума я ещё не придумала.

Как я готовилась к поступлению в Школу редакторов

О первом потоке Школы редакторов я боялась даже думать не то, что подавать заявление, каждый день смотрела на страничку и не могла себя заставить взяться за задание. Боялась сделать недостаточно хорошо.

Ко четвёртому потоку набралась смелости. За несколько месяцев из предложенных вариантов задания выбрала тему — статья о мошенничестве. Начала собирать фактуру, читать горы материалов, сводок, статистик. Мой Эвернот заполнили статьи о мошенниках, киберпреступлениях, постоянно куда-то утекающих данных и несчастных беззащитных пользователях.

floor

Сбор информации и структура

В определённый момент я поняла, что информационных передоз, как и дедлайн, не за горами и пора перестать углубляться. Возник вопрос на чем сделать акцент — спам, фишинг, развод в соцсетях. В итоге поняла, что самое интересное для меня — социальная инженерия.

Структура текста получилась такая:

  • Лид.
  • Введение.
  • Места, где подстерегают мошенники и какие методы используют (соцсети, почта, мобильник, мессенджеры).
  • Памятка, как защититься от мошенников.
  • Алгоритм, что делать, если мошенник провел.
  • Пример заявления в полицию.

Оформление

Всю работу делала в Тильде. Инструмент новый для меня, поэтому получилось не ахти, сейчас сделала бы уже по-другому и в более гибком сервисе. Тот же Редимаг подошёл бы лучше.

Иллюстрации рисовала с фотографий советского фильма про Буратино. Тогда как раз насмотрелась стримов с иллюстратором Софьей Мироедовой, она делилась своим способом сделать живописную иллюстрацию из фотографии. Получилось, конечно, не так красиво, как ожидала, но результат меня устроил.

main

Чтобы разнообразить кирпичи текста использовала счетчики Касперского (сейчас Тильда поснимала эти блоки за просроченную подписку). Фактоиды взяла из открытых статистических данных МВД. Цитаты специалистов по кибербезопасности отыскала в интервью. Правовую информацию нашла у Правоведа, Гаранта и Консультанта.

Результат

Закончила за два дня до конца подачи задания. Отправила и начала бояться, что не возьмут даже на платное. В итоге 2 декабря прислали, что приняли и удержат 40 000 Р. И мне этого уже было достаточно для счастья.

Посмотреть моё вступительное задание можно в Тильде.

После новогодних праздников в бюро опубликовали результаты и списки поступивших на бесплатное. И да, мне не хватило каких-то полбалла. Но для моей пришибленной самооценки это была победа. В родном Стереомаркетинге за меня порадовались и поздравили. Теперь жду начала занятий с восторгом и ужасом.

Как написать первую статью

Любой информационный текст должен быть честным, лаконичным, информативным и предельно прозрачным. Такие тексты полезны на сайтах, в рассылке, в рекламе, презентации, в общем, в любом продукте, где главное — донести смысл.

books
Мой небольшой арсенал книжек для работы

Разработчик инфостиля Максим Ильяхов — писатель «Мегаплана», редактор дизайн-бюро Артёма Горбунова, автор курса «Информационный стиль и редактура текста». Он же активно продвигает этот инструмент в интернете.

Главная цель информационной статьи — донести мысль однозначно и лаконично, помочь читателю (в поиске мотопомпы, замене масла, покупке свадебного платья или выборе ставки по кредиту). Важно уметь доступно и интересно рассказать даже о самых сложных вещах.

Если продукт лучший, то пишем почему и по каким критериям. Если по статистике большинство двигателей ломается из-за неправильного масла, то даём проценты или количество испорченных двигателей. Если службы ЖКХ успешно используют грязевые мотопомпы, то рассказываем об этом в картинках, примерах и фактах.

В общем, стараемся не говорить неправду и подтверждать сказанное всеми возможными способами. Структурируем текст, редактируем, выбрасываем лишнее, подбираем яркие примеры и подходящие иллюстрации.

Как работать над статьей

Думаем

Для начала стоит чётко понимать, о чём будет статья и нужна ли она вообще. Ведь текст — это не лучший и не универсальный вариант, порой целые абзацы можно удачно заменить подходящей картинкой. Перед тем, как сесть за статью проводим исследование: активно гуглим, берём интервью, подбираем нужные материалы, максимально разбираемся в теме, набираем факты, знакомимся с аудиторией.

Пишем

Писать нужно исключительно по делу, что, конечно, трудно, но честно и полезно. Есть хороший практический принцип: «Одна статья — одна основная мысль». Начинаем с главного, никаких пространных вступлений о погоде за окном, все остальные мысли занимают подчинённое положение и работают на главную.

Пишем понятными словами, как говорим, и не боимся показаться простыми. За текст без штампов и риторики читатели только поблагодарят. И, пожалуйста, никакой брехни из серии «100 волшебных слов для продающих текстов»,  если текст и поднимается в выдаче, то скорее вопреки этим чудо-словам.

Что должно быть в статье

  • Правда. Автор материала не обязан знать ответы на всё. Но должен понимать, какие вопросы возникнут у читателя и постараться на них ответить. Главное — никакой абстрактной брехни, откровенной лжи и субъективного мнения.
  • Структура. Без прочного каркаса никуда. У вашего текста должен быть заголовок, подзаголовок, введение, основная часть, заключение (выводы), связанные и логичные абзацы, примеры и цитаты. Хорошая структура помогает читателю разобраться в статье. При этом всё должно работать на главную мысль.
  • Доходчивость. Важно помнить, для какой аудитории мы пишем. Стоит объяснять новые понятия, а не раскидывать их как и куда попало. Если пишем для автомехаников, то, конечно, не нужно расписывать, что такое ДВС. Однако, если наши читатели — домохозяйки, то следует объяснять каждую новую сущность. Писать словами, которые будут понятны читателю.
  • Жизненность. Читатель должен узнать себя — это залог хорошей статьи. Для этого нужны жизненные (невыдуманные, это всегда выкупается) примеры.

Запоминается то, что вызывает эмоции. Однако нельзя писать статью на одних примерах.

Редактируем

Как только текст написан, по советам бывалых, нужно дать ему полежать хотя бы 15 минут, а потом можно редактировать. На этом этапе нещадно режем всё ненужное, что не работает на статью. Смотрим на разные уровни текста.

  1. Уровень абзацев и предложений. Убираем из текста всё, что не работает на тему. Отступления, примечания, ненужные уточнения и воспоминания.
  2. Уровень слов. Находим слова (смотри список ниже), которые не несут полезной информации, и либо удаляем, либо наполняем полезными фактами. Раскрываем гиперонимы, добавляем недостающую и интересную информацию.
  3. Уровень знаков. Прогоняем текст через орфокорректор, проверяем запятые. Если есть сомнения, нужна тут запятая или нет, упрощаем так, чтобы нужна была точка. Главное правило: «Лучший знак препинания — точка».

Полезные сервисы, которые помогают мне в работе

Система проверки правописания «Орфограммка» помогает увидеть опечатки и напоминает сложные правила. У Лебедева есть «Орфограф» — тоже отлично работает.

«Главред» советует, как очистить текст от словесного мусора (он не всегда прав, но порой видит то, на что ты внимание не обращаешь).

«Типограф» от студии Лебедева волшебным образом превращает «лапки» в «елочки», а дефисы (-) в тире (—). В общем, всячески чистит текст от лишних знаков, наводя типографический порядок.

Что читать и смотреть

Книги

  • Нора Галь. «Слово живое и мертвое»
  • Ольга Соломатина. «Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения»
  • Александр Амзин. «Новостная интернет-журналистика»
  • Саша Карепина. «Пишем убедительно»
  • Стив Круг. «Не заставляйте меня думать» (книга о юзабилити для непрофессионалов, позволит копирайтеру понять, для чего он пишет и куда пойдёт его текст)

Ссылки

Источники:
Статья «Мегаплана» о сильном тексте
Как раскрыть мысль
Алгоритм работы над текстом
Без стоп-слов текст мне кажется сухим, чёрствым, грубым и резким
Рассылка «Главреда»
Заметки Всеволода Устинова с курса Максима Ильяхова «Информационный стиль и редактура текста»
Курс Ольги Соломатиной «Журналистские приемы для написания текстов» на «Нетологии»
Мастер-класс Ольги Соломатиной

Зачем смотреть «Бёрдмэна»

Birdman-Movie-Poster

Что можно подумать о фильме с названием «Бёрдмэн». Очередное супергеройское кино, возможно с элементами треша и чернухи. А получаем бурю эмоций и сложную драматичную структуру. Впрочем, без мозговзрыва не обошлось.

Актёры и роли

Майкл Китон кажется беззащитным и нелепым, ты сочувствуешь и желаешь герою удачи, но не веришь в его успех. Нортон хорош до такой степени, что хочется дать ему по морде. У Эммы Стоун — огромная голова, уставший вид и шикарный русский перевод, превративший её в гопника-наркомана. У каждого героя, даже самого второстепенного, — своя драма.

Слушай, Джейкоб, это была бы катастрофа. Хуже актера я в жизни не встречал, пока что кровь из уха — его лучшая работа.

Музыка

Много ломаных барабанных ритмов с метрономом. Что сразу напоминает «Одержимость». Звуки идеально сочетаются с происходящим, заставляя переживать и приподниматься на стуле. Порой кажется, что не у главного героя, а у тебя в голове метрономом пульсирует кровь.

Диалоги

Общение героев завораживает остроумием и идиотизмом. Но звучит это всё как живое и настоящее. В жизни редко подбирается так много удачных слов и нестандартных сравнений.

Эта пьеса начинает выглядеть миниатюрной деформированной версией меня. Которая за мной ходит по пятам и таким маленьким молоточком по яйцам меня бьёт.

Съёмки

Если верить «Кинопоиску» фильм снят так называемыми «длинными дублями». Для зрителя это значит: мало монтажа, много отрепетированной игры актёров и диалоги, несклеенные по кусочкам. Плюс никакой резкой смены кадров.

birdman-film

Жанр

Заявленный как чёрная комедия фильм скорее напоминает драму со вкраплениями насмешки.

Я бы вырвал твои глаза, чтобы вставить их в свой череп и увидеть мир таким, каким я видел его когда-то.

Что остаётся после просмотра

Для меня основная мысль фильма — все хотят быть сколь-нибудь значимыми и боятся оказаться пустышками. Можно, конечно, вспомнив литературу в школе, порассуждать об отцах и детях. Или поговорить о значимости массовой и элитарной культур. Об искусстве и критиках. О правде, пошлости, предназначении, творчестве и таланте, славе, усталости, любви, эгоизме и чёрт его знает о чём ещё. Всё это в фильме есть и кого-то определённо зацепит.

Совет

Кто хочет боевика и супергероев — ждите «Мстителей». Кому надо подумать и остаться в лёгком недоумении от неоднозначных ощущений — смотрите «Бёрдмэна», а не читайте непонятно чьи рецензии.

Дай народу то, что он хочет: апокалипсис, Бёрдмена, возмездие феникса… Вот наш уровень! Зубодробительно, быстро, зрелищно, весело. Ты только посмотри на этих людей — их глаза блестят, они тащатся от крови и экшена, а не от этой нудно-депрессивной философской чуши.